Направление «Личности»

«При этом самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, — это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека».

В.В. Путин в послании Федеральному собранию 2016 года

Направление «Личности» — это история скорее про воспитание, чем про обучение. Мы приглашаем педагогические команды, которые работают с ценностными основаниями жизни человека, с понятиями Родина, семья, мораль, уклад жизни. Со всем тем, что определяет поведение человека во всех жизненных ситуациях.

При этом мы понимаем всю сложность этого направления. Любая попытка обсуждения воспитательного залога образования ставит вопрос о том, а кто будет определять тот самый «морально-нравственный образец» в современном, предельно многополярном мире…

Наш рабочий ответ на этот вопрос состоит в том, что человек должен научиться сам выбирать свои ценности и цели, сам формировать и удерживать свой уклад жизни.

Задача же педагогов состоит в том, чтобы оснастить молодого человека инструментами для такого выбора и показать варианты, которые наиболее гармоничны для современного российского общества.

Разрабатывая компетентности направления «Личности», мы опирались на личностные результаты Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), а также на пакет документов, определяющих государственную и региональную политику в сфере воспитания.

Итогом стали три компетентности и базовые алгоритмы для них, которые, на наш взгляд, позволяют охватить общей рамкой и дать основания для развития всем программам личностного развития, патриотического воспитания, гражданского образования и т.д.

 

Компетентностные образовательные результаты направления «Личности»:

Самоидентификация — это компетентность по выбору своих ценностей, целей, желаний, склонностей, способностей, представлений о мире и т.д.

  1. Определить свои базовые представления о мире.
  2. Определить свои базовые ценности.
  3. Определить свои текущие цели.
  4. Сформировать свой уклад жизни, соответствующий выбранным ценностям и способствующий достижению текущих целей.
  5. Проводить периодическую ревизию и корректировку своих представлений о мире, ценностей, целей и уклада жизни.
  6. Сформировать язык для описания своей самоидентификации.

Самопозиционирование — это компетентность по выбору своей позиции в значимых социальных вопросах и ситуациях (в семье, в общении с людьми, в отношениях с Родиной и т.д.).

  1. Выявить значимый социальный вопрос или ситуацию.
  2. Сформировать перечень возможных позиций — вариантов ответа на данный вопрос или вариантов действий в данной ситуации.
  3. Определить свою позицию на основании своей идентификации (представлений о мире, ценностей, целей и т.д.).
  4. Скорректировать свой уклад жизни в соответствии с выбранной позицией.
  5. Принимать дальнейшие решения на основании выбранной позиции.
  6. Проводить периодическую ревизию и корректировку своих позиций.

Саморазвитие — это компетентность по увеличению количества и повышению уровня своих знаний, умений, навыков, установок, способностей, компетентностей и т.д.

  1. Определить приоритетные направления для своего развития.
  2. Определить имеющиеся ресурсы для развития.
  3. Использовать наиболее эффективно имеющиеся ресурсы для развития по выбранным направлениям.
  4. Сформировать уклад жизни, обеспечивающий наличие и увеличение ресурсов для развития.
  5. Сформировать уклад жизни, обеспечивающий применение развиваемых характеристик.
  6. Поддерживать ценность саморазвития в своём окружении.

Соответствие компетентностей требованиям к личностным результатам ФГОС ОО

 

Кто с этим работает:

 

Татьяна Белинская
Руководитель направления

Поделиться: